Математический лагерь

 Учение, лишенное всякого интереса

 и взятое только силой принуждения, убивает

 в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению гораздо более

достойная задача, чем приневолить.

  К.Д. Ушинский

 

Отчет о проведении математического лагеря в декабре 2014 года можно посмотреть здесь >>>

 

Наш математический лагерь родился в 1998 году.

Он родился просто и буднично, сначала в головах нескольких девятиклассников Андреева Антона, Байдакова Жени и Рябчуковой Иры и их учителя математики Ивановой Марины Александровны.  

 

Математический лагерь
 

Потом началось увлекательное проектирование будущего лагеря, спорили, придумывали способы взаимодействия, распределяли роли, искали аксиомы, на которых можно будет создать творческий развивающийся коллектив, где важны и все вместе и драгоценен каждый отдельно.

 

В проектировании нового образовательного пространства было понятно одно, что цементирующей основой будет математика.

 

 

 Главной проблемой школьной математики  нам кажется, является то, что в ней нет Задач.  Конечно, они есть, но  это безвкусные, скучные упражнения. Что за тоскливый способ изучать математику по алгоритмам?

 

“Но задача — настоящий, честный до мозга костей естественный человеческий вопрос — это нечто другое. Какова длина диагонали куба? Закончатся ли простые числа? Бесконечность — число или нет? Сколькими способами можно симметрично покрыть поверхность плитками? История математики — это история решения этих вопросов, не бессмысленного пережевывания формул и алгоритмов, вместе с натянутыми упражнениями, чтобы их применять.” 

П. Локхард

 

Хорошая задача — такая, решения которой вы не знаете. Вот где загадка, вот что дает настоящие возможности! Хорошая задача не стоит в отдельности, но служит стартовой площадкой для других интересных задач. Треугольник занимает половину описанного прямоугольника. А как насчет пирамиды в кубе? Можно ли эту задачу решить тем же способом?

 

Как же нам учить детей математике, а детям учиться математике?

 

  • Выбирая занимательные и естественные задачи, в соответствии с их вкусами, интересами и опытом.
  • Давая им время делать открытия и строить гипотезы. 
  • Помогая им выстраивать доказательства и создавая атмосферу здорового и живого математического критицизма. Улавливая, куда меняется их интерес.
  • В общем, выстраивая честные и открытые интеллектуальные отношения с учениками.

 

Труд математики, как и живописи и поэзии, состоит в тяжелой творческой работе.  Математику очень сложно преподавать. Математика — медленный созерцательный процесс. Изготовить произведение искусства занимает время, а, чтобы распознать его, нужен учитель, атмосфера и время.

 

Математический лагерь Математический лагерь

 

 Уроки в лагере мы  не строим  на  материале школьных учебников. Мы берем источники и книги, развивающие математический кругозор, мы берем  материал иллюстрирующий целостность мира и взаимосвязь с другими предметами, большое внимание  придаем людям, которые стоят за формулами и теоремами, особую любовь испытываем к нестандартным задачам и проблемным ситуациям.

 

Однако, создавая предметную мотивацию, и формируя интерес к предмету, мы понимаем, что и уроки и игры это не “сверхзадача”, лишь материал на котором происходит становление личности. Мы считаем, что содержание образования определяется не тем, что мы хотим “донести” до ребенка, а тем, что происходит с этим ребенком в момент его встречи с нашими “подношениями”.

 

Математический лагерь Математический лагерь

 

 

15-ый  год   в школе существует математический лагерь.  Жителями  лагеря ежегодно становятся более 90 учащихся школы.  Лагерь создавали с самого начала Иванова М.А., Аргунова С.В., Малышева И.В., Кузнецова Н.В., Поликарпова Г.В.

Работу лагеря “сегодня” осуществляют:

  • учителя кафедры математики Аргунова С.В., Иванова М, А., Осипова О. В. – стратегия лагеря, планирование работы в рамках выбранной легенды, подготовка и проведение уроков в разноуравневых группах, подготовка и проведение ежедневных тематических форумов и игр.
  • Иванова М.А.- создание легенды лагеря, подготовка капитанов и кураторов, организация самоуправления, проведение рефлексии.
  • учитель Смирнова Ю.Ю. – подготовка и проведения уроков по филоматике и факультативного занятия,участие в планировании и проведения лагеря.

 

Математический лагерь Математический лагерь

 

За годы проведения лагеря сформировалась работоспособная и психологически-комфортная команда, где каждый включается творчески и каждый поддерживает каждого.

Работа по подготовке лагеря начинается с рефлексии педагогов, капитанов и кураторов после лагеря, в школе. Каждый год мы вносим в работу лагеря какую-нибудь новую форму. Выбор легенды и подготовка всех составляющих занимает полгода.

 

Распорядок работы лагеря требует больших энергетических затрат и полной включенности педагога, тем более, что у детей должно оставаться полное ощущение самоуправления.

 

Математический лагерь Вся работа математического лагеря построена на командной работе. Почему? 

Командная работа – это развитие  способности человека жить в обществе, развитие его способности быть человеком, поиск способа взаимодействия с миром. Работая в команде, наши дети приобретает навыки  “ не тянуть на себя одеяло”, не впадать в уныние, не ставить свое настроение в оппозицию другим, учится ставить для себя некие рамки.

 

В сентябре,  в школе формируются 4 разновозрастные команды, капитанами  которых являются ученики 10-11 классов. Также в школе формируются мини-группы по 5-6 человек, кураторами которых являются ученики  8-9 классов.

 

Задачи кураторов заключаются в заботливо-организационных функциях, где основной идеей деятельности, является умение заботиться, сопереживать, быть требовательными и терпимыми одновременно. В результате, старшеклассник оказывается в ситуации, когда необходимо провести ревизию собственных ценностей, а также коммуникативных возможностей.

 

Перед теми же проблемами оказывается капитан, но ему еще приходиться оценить свои качества организатора и истинности авторитета, способности пройти “ тест” на конфликтность и умение находить выход из создавшихся ситуаций.

 

Понятно, что, несмотря на притязания старшеклассников на взрослость и самостоятельность, им необходима  поддержка. Такую помощь старшеклассникам оказывают вечерние планерки, где они получают возможность рефлексии, где можно обсудить волнующие их проблемы организации и взаимодействия со своими подопечными. Выразить отрицательные и положительные эмоции, поделиться новым восприятием себя относительно себя и других.

Во время обсуждения у ребят возникает обоснованное и мотивированное желание услышать мнение педагогов и товарищей. В  этот момент все участники  "впитывают" и пропускают через себя, то, что они слышат в этот момент друг от друга и от взрослых. Создается своеобразный насыщенный раствор, в котором идет кристаллизация нового понимания целей  и значений и для учителей и для учеников.

 

Математический лагерь Математический лагерь

 

 Создавая наш лагерь, мы,  находимся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного сосуществования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.

 

 За 14 лет мы выработали некий "свой стиль". Лагерь  является  цельным событием, в котором есть завязка, развитие, кульминация, логическое завершение.

Основным принципом работы педагогов является важность понимания, что, мы делаем, зачем и какого результата ожидаем.

 

 Организация пространства лагеря представляет собой одинаково важные двухсторонние процессы, где воспитательные  и развивающие задачи переплетаются в единое целое. Где посредством развития процесса корректируются мотивации деятельности и ученика, и учителя.

 

Отчет о проведении математического лагеря в декабре 2014 года можно посмотреть здесь >>>

 

 Увлекательное путешествие в мир открытий друг друга и математики продолжается!

 

 

 

 Смотрите альманах «Матлагерю 10 лет»

 

 и видео

 

 

 

 

 

 

 

Музей Война в истории моей семьи

НОВОСТИ

Университетские субботы. 16 сентября 16 сентября учащиеся 11 класса посетили лекции в Академии Внешней торговли, а восьмиклассники побывали в институте Русского языка имени А.С. Пушкина и посетили занятие по теме «Загадки московского метро»
от 18.09.2017 г. Подробнее...
Интегрированный урок «Великие географические открытия» 15 сентября ребята 7 класса побывали на интересном и необычном интегрированном уроке «Великие географические открытия», который провели учитель истории Ушанкина Лидия Павловна и учитель географии Савинова Елена Анатольевна.
от 17.09.2017 г. Подробнее...
«Приходи, я тебе расскажу». Москва в 1812 году 15 сентября состоялась заключительная встреча, посвященная 205-тилетию Войны 1812 года в рамках проекта «Приходи, я тебе расскажу». Учитель истории Силова Наталья Владимировна рассказала ребятам и педагогам о Москве в годы войны.
от 15.09.2017 г. Подробнее...
«Технорама на Юго-Востоке». Экскурсия в музей физики 13 сентября учащиеся 7 класса в сопровождении учителя физики Крылова А. Н. и классного руководителя Ахрамеевой С. В. посетили Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования г. Москвы «Технорама на Юго-Востоке».
от 15.09.2017 г. Подробнее...
Пикник 12 сентября 12 сентября в нашей школе прошел традиционный Пикник, который объединил учащихся с 1 по 11 классы, педагогов и администрацию школы.
от 15.09.2017 г. Подробнее...
«Приходи, я тебе расскажу». Музыка войны 1812 года 14 сентября состоялась вторая встреча в рамках 205- летнего юбилея Бородинской битвы. Тема встречи – музыка войны 1812 года.
от 14.09.2017 г. Подробнее...
«Приходи, я тебе расскажу» 13 сентября состоялся проект «Приходи, я тебе расскажу», посвященный 205-летию Бородинской битвы. Для учащихся 4 – 11 классов Лидия Павловна Ушанкина рассказывала о героях войны 1812 года.
от 13.09.2017 г. Подробнее...
Набор детей в школу и детский сад
Уважаемые родители!
Частная «Татьянинская школа — сад» приглашает учеников 1 – 11 классов и воспитанников детского сада на 2017 – 2018 учебный год.
от 12.09.2017 г. Подробнее...
Незримая угроза: опасные обитатели внутри организма 9 сентября учащиеся 8 и 10 классов под руководством учителей кафедры естественных наук Ахрамеевой С.В. и Захаровой З.Г. посетили мастер-класс по теме «Незримая угроза: опасные обитатели внутри организма» в МВА им. К.И. Скрябина.
от 10.09.2017 г. Подробнее...
Экскурсия в Бородинскую панораму 5 и 6 сентября 5, 6, 7, 8, 9 классы побывали на экскурсии в Бородинской панораме. Поездка была приурочена к 205-летию Бородинской битвы.
от 08.09.2017 г. Подробнее...
Все новости