-- Основы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе | Частная школа и детский сад в Москве
Главная » Основы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Основы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

 

Зачем нужна проектная деятельность?

Мечты сбываются и не сбываются …

проектная деятельность в начальной школе

 

 

Каждый человек имеет потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала, стремлении  к полноценной, внутренне богатой жизни.

Однако  не каждый знает,  как это сделать, как преодолеть проблемы, встречающиеся на пути к реализации своих идей.

Для всех любознательных, для тех, кто умеет мечтать, хочет раскрыть свои творческие способности,  научиться осуществлять свои замыслы, и существует проектная деятельность в нашей школе.

 

 

С какого возраста целесообразно заниматься проектной деятельностью?

 

Во многих школах освоение проектной деятельности начинается с первого класса. Но, по мнению психологов,  полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. А это  значит, что механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы неэффективен и  даже  вреден. Как быть?

 

В нашей школе для учеников начальных  классов разработана особая программа «Основы проектно-исследовательской деятельности», которая готовит  необходимую почву для будущей полноценной проектной деятельности в средней школе, поддерживает любознательность и развивает творческий потенциал учащихся. 

 

 

Чему учатся дети, осваивая программу  «Основы проектно-исследовательской деятельности»?

 

1-2 классы в рамках программы проходят курс «Исследователи», посвящённый решению исследовательских задач. Ключевой вопрос курса: как познавать мир? Ответы на вопросы: кто? что? как? почему?

 

Второй курс «Фантазёры»  для третьеклассников направлен на развитие системного мышления,  творческого воображения  и ответы на вопросы: как совершенствовать то, что есть и изобретать новое?

 

Четвероклассники, погружаясь в тему «Изобретатели»  учатся видеть проблемы и противоречия (как технические, так и социальные), учатся находить оригинальные решения изобретательских и проблемных задач. Главный вопрос курса: как решать проблемы?

 

Каждый курс предусматривает систему игр и  упражнений, благодаря которым младшие школьники целенаправленно учатся

  • находить новые идеи и решать нестандартные проблемы,
  • высказывать гипотезы и аргументировать своё мнение,
  • критически осмысливать информацию,
  • самостоятельно работать с массивами  информации,
  • задавать вопросы по существу,
  • слушать и слышать друг друга.

 

 

Как строятся занятия в начальной школе?

 

Структура курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» в начальной школе предусматривает различные формы организации занятий.

элективные занятия

 

1. Элективные занятия – креативные уроки 2-3  раза в месяц с 

использованием деятельностного подхода. Они имеют теоретическую и практическую часть, мультимедийную поддержку. На каждом уроке дети заполняют рабочий лист  с занимате

льными заданиями для закрепления. Предусмотрены творческие домашние задания 
 

2. Семинары, на которых учащиеся презентуют свои творческие находки, обмениваются мнениями, обсуждают выполненные домашние задания.
 

 

3. Экскурсии.экскурсии

В течение года мы планируем интерактивные экскурсии, направленные на  углубление знаний по теме курса, а также  экскурсии, связанные с тематикой группового проекта

 

 

4. Малая Школьная Академия  – цикл лекций и практических занятий по темам, выходящим за рамки школьной программы,  которые проводят  специалисты разных областей науки и культуры.
 

 

5. Лекторский клуб «Совёнок».Лекторский клуб Совенок

Учащиеся 3-4 классов проводят лекции и интерактивные занятия для 1-2 класса, подготовительной группы детского сада.
 

 
 

6. Выездной исследовательский лагерь.

На зимние каникулы мы выезжаем в исследовательский лагерь, который организуется на базе подмосковного санатория.
На протяжении 5-6 дней дети погружаются в исследовательскую работу по определённой теме, например,

«Акватория открытий» (2019 год)

"Бумажные фантазии" (2018 год).

«Акватория открытий» (2017 год)

"Бумажные фантазии" (2016 год).

"Аквамир. Очевидное-невероятное" (2015 год).

"Бумажные фантазии" (2014 год),

«Уникальные свойства воды» (2012 год). 

 

7. Мастер-классы.

Нашим школьникам очень нравится посещать различные мастер-классы, приглашать специалистов к себе в школу. Кроме того, ребята сами ежегодно  организуют традиционный мастер-класс «Мастерская Деда Мороза».
 

8. Кинозал «Хочу всё знать».                                                       

Фильмы серии «Хочу всё знать» и «Волшебный школьный автобус» являются своеобразными творческими «зажигалочками», после просмотра которых у ребят рождается масса новых идей для проектов.
 

9. Индивидуальные и групповые проекты.Индивидуальные и групповые проекты

Уточнение цели и задач, а также плана каждого конкретного проекта проходит в устной беседе.  В начальной школе мы не требуем от ребят письменно оформлять ход выполнения проектной работы с учётом всех «шести П» (проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио и рефлексия). К этому они придут в средней школе.

В то же время уже с начальных классов мы начинаем готовить  учащихся к самостоятельному оформлению презентаций проектов, обучая работе с программами  Microsoft Office Word и PowerPoint.

 

Индивидуальные проекты в 2016 — 2017 уч. году.
Групповые проекты по технологии в 3-4 классах. 2017 год

Групповые проекты 2 класса. 2017 год

 

10. Итоговая Конференция. 

В мае мы подводим итоги года: организуем творческие выставки, знакомимся с самыми уникальными проектами года, вручаем сертификаты о прохождении курса «Основы проектно-исследовательской деятельности».

Итоговая Большая игра "Мы исследователи". 28 мая 2015 года.

Итоговая конференция «Основы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе». Май 2014 год.

 

11. Диагностика.

К концу прохождения программы прогресс у учащихся в развитии творческого воображения, в умении самостоятельно и оперативно решать проблемы и осуществлять творческие замыслы виден невооружённым глазом.
Диагностическая работа, которая проводится в апреле-мае, как правило, подтверждает наши наблюдения. 

 

 

 

 

 

 

НОВОСТИ

Татьянинской школе 28 лет! С Днём рождения, Татьянинская школа! С 28-летием! Дальнейшего тебе развития и процветания!
от 30.10.2020 г. Подробнее...
«Что растёт у нас на подоконнике» Наши первоклассники  спешат поделиться результатами своего первого проекта «Что растёт у нас на подоконнике». В ходе эксперимента все они старались прорастить обыкновенную фасоль…
от 09.10.2020 г. Подробнее...
Удивительные превращения желудя  А вы знаете, как растут деревья? Ответ на этот вопрос наши первоклассники решили получить опытным путем, наблюдая удивительные превращения желудя. 
от 08.10.2020 г. Подробнее...
День Учителя 5 октября в Татьянинской школе прошёл праздник День Учителя
от 06.10.2020 г. Подробнее...
Цифровые лаборатории «Наураша» в начальной школе В сентябре в Начальной школе стартовала работа с Цифровыми лабораториями «Наураша». Во всех классах открылась цифровая лаборатория, в которой ребята исследовали важное физическое состояние — «ТЕМПЕРАТУРУ».
от 26.09.2020 г. Подробнее...
Выставка цифровых лабораторий и робототехники 25 сентября в Татьянинской школе прошла образовательная выставка, посвященная цифровым технологиям и лабораториям, которые уже проникли в наш образовательный процесс.
от 25.09.2020 г. Подробнее...
Традиционный пикник в Салтыковке 23 сентября прошел традиционный пикник в Салтыковке для ребят 5 — 11 классов, а 24 сентября День Здоровья прошёл в Начальной школе
от 24.09.2020 г. Подробнее...
Азбука робототехники и программирования в начальной школе В начальной школе прошли первые уроки конструирования и робототехники
от 22.09.2020 г. Подробнее...
Поездка к памятнику героям ВОВ на 143 км Калужского шоссе 15 сентября состоялась очередная поездка к памятнику героям ВОВ на 143 км. Калужского шоссе
от 15.09.2020 г. Подробнее...
Все новости
Музей Война в истории моей семьи