Соловецкий дневник — 2012

16 июня. Прибытие.

Наконец-то мы достигли своего места назначения. Путешествие  было тяжелым и утомительным, но веселым.

Несмотря на то, что мы не выспались и таскали  тяжелые чемоданы, у всех хватило сил на двухчасовую обзорную экскурсию по монастырю. Мы узнали всю историю монастыря со дня основания до настоящего времени.

Мы были в котельной, в  огромной трапезной, во множестве церквей, в портомойне (прачечной) и в тюрьме.

Самое большое впечатление на нас произвели рассказы о заключенных. Лишь немногие из них были настоящими преступниками. В  свое время в тюрьме содержался под стражей один находчивый крестьянин, который три раза пытался сбежать, но не смог, и в результате провел в заточении 63 года.

solovki solovki1 solovki2

17 июня. Секирная гора и Филипповские садки.

Второй день нашей поездки не был таким тяжелым, как первый. Утром мы собирали информацию по проектам, затем пообедали и отправились на экскурсию на гору Секирную.

Вид с вершины горы был захватывающим: мы видели все до горизонта.

На Секирной горе есть церковь-маяк, в которой заключенные содержались в ужасных условиях в жуткие времена ГУЛАГа. Сейчас же здесь расположен чудесный скит с церковью Святого Михаила на нижнем этаже. Вниз мы спускались по очень крутой лестнице и считали ступеньки, причем у всех получились разные результаты.

На садках было так ветрено, что мы с трудом могли расслышать экскурсовода. Но каменная насыпь и природа вокруг были так красивы, что мы не могли оторвать глаз.

solovki3 solovki4 solovki5

Обратная дорога была ухабистой, но веселой и множество комаров ехало с нами в автобусе. Мы обрадовались тому, что нас довезли прямо до столовой.

18 июня. Большой Заяцкий остров.

С утра мы на лодке отправились на Заяцкий остров. Погода была дождливой, ветреной и холодной. Природа на острове особенная: там растут карликовые деревья, мох и небольшие кусты — это тундра.

На острове расположены древние лабиринты, поэтому жители Соловецких островов  делают все возможное, чтобы сохранить природу Большого Заяцкого острова. Например, они строят экологические тропы для туристов.

solovki6 solovki7 solovki8

На острове есть церковь Святого Андрея Первозванного, построенная Петром Первым в 1702 году. В настоящее время люди не живут на острове, но 400 лет назад сюда на поселение приехали монахи и построили здесь дом, храм, кухню и ледник. Только зайцы, лисы и  множество птиц населяют остров теперь.

Однажды в 1854 году, когда англичане напали на остров, они не смогли поймать козла, который мог бы указать им дорогу к скиту. Местные жители хотели покрыть рога козла-героя  золотом.

Несмотря на дождливую погоду, нам понравилась поездка.

19 июня. Остров Анзер.

Четвертый день нашей поездки оказался самым сложным. С самого утра над островом повис такой густой туман, что мы не смогли отплыть на Анзер в назначенное время и прождали час в трюме катера. Казалось, что путешествие под холодным дождем никогда не закончится, но несмотря ни на что было весело, потому что мы всю дорогу играли в «слова».

Наконец-то мы приплыли!

Нашей первой остановкой на Анзере была Гора Голгофа. Мы посетили часовню и церковь Распятия. Во время спуска с горы мы видели березу в форме креста, затем перекусили и отправились в Троицкий скит. На протяжении всего путешествия шел дождь, мы промокли и устали, но решили пойти к Святому источнику. После этого мы проделали обратный путь к катеру.

solovki9 solovki11 solovki10

Рассказы нашего экскурсовода были интересными и познавательными.

Обратный путь был гораздо короче, а пейзаж был потрясающим. Когда мы приплыли на Большой Соловецкий остров, микроавтобусы отвезли нас прямо в столовую, и мы съели там всю еду. Мы устали, но были счастливы.

20 июня. Ботанический сад.

На пятый день нашего пребывания на Соловках мы отправились в Ботанический сад. Там мы встретились с директором сада, которая также была нашим экскурсоводом.

Сначала девочки и учителя разгребали траву, а мальчики складывали ее в тачки и отвозили в компостную яму. Остальные мальчики рубили дрова. Все очень старались.

Несмотря на то, что мы устали, мы были рады помочь сотрудникам Ботанического сада.

Затем директор провела для нас экскурсию по саду. Оказалось, что там есть восемь деревьев, посаженных более чем четыреста лет назад монахами. Мы видели сибирские сосны и кленовые кусты необычных форм, аптекарский огород и различные цветы. В 2002 году была заложена «аллея Соловецких друзей». Много знаменитых людей, включая принца Чарльза, посадили на аллее деревья.

Также в Ботаническом саду есть Крест, летняя резиденция архимандрита и две часовни. Раньше у подножия холма был свечной заводик.

solovki12 solovki13 solovki14

После экскурсии мы попробовали вкусный, но необычный травяной чай на вершине холма. Некоторые даже купили чай, чтобы отвезти домой. В конце экскурсии директор подарила нам карту Соловецких островов.

Это был один из лучших дней!

21 июня. ГУЛАГ и Филипповская пустынь.

solovki15

21 июня у нас была длинная и трудная экскурсия про ГУЛАГ — огромную систему концентрационных лагерей.

Это было ужасное время, словно Земля стала адом.  В лагерях находилось невообразимое количество  разных людей. Там  содержались обычные люди, дети, священнослужители, политические лидеры, интеллигенция, преступники, но большинство из заключенных были так называемыми «предателями», несправедливо осужденными.  Многие из них подвергались пыткам и побоям. Множество людей погибло от холода, травм и заболеваний.

Мы обязаны учиться на ошибках прошлого и помнить об ужасных событиях тех л

solovki16

ет.

После ужина мы отправились в Филипповскую пустынь и встретились с отцом Севастьяном, который рассказал нам много интересного и поучительного. Мы говорили об именах и их значениях, о религии, монахах; отец Севастьян рассказал нам немного о своей жизни.

Этот разговор произвел на нас неизгладимое впечатление. Мы все получили ценный жизненный опыт.

22 июня. Школа Юнг, День начала ВОВ, Соловецкие новомученики, Лекция по археологии.

22 июня 1941 года в 4 утра началась Великая Отечественная Война. Это печальный день  для всех граждан  нашей страны. 22 июня мы вспоминаем погибших в войне.

Мы с учителями собрались в конференц-зале, чтобы поговорить о наших родственниках, участвовавших в ВОВ. Затем мы возложили венок к памятнику юнгам, которые сражались во время войны.

Утром мы пошли в музей, посвященный юнгам, и узнали об их героической жизни.  Они были 14-15 летними мальчиками, приехавшими из разных частей СССР.  Их мечтой было попасть на фронт, и они прилежно учились и работали в тяжелых условиях. Многие из них стали героями, многие погибли в Великой Отечественной Войне.

После обеда у нас была экскурсия по Соловецким новомученикам  XX века. Экскурсия была интересной, поскольку наш экскурсовод была полна энтузиазма и знала много о жизни этих замечательных людей. Мы были поражены тем, что они не унывали и продолжали верить в Бога.

solovki17 solovki18 solovki19

Вечером мы прослушали лекцию по археологии Соловецких островов. Профессор Мартынов рассказал нам о том, какими Соловки были в древности, и показал лодки, которые он собственноручно сделал.  Эти лодки абсолютно идентичны древним. Александр Мартынов плавал на них по Белому морю.

Этот день был увлекательным и насыщенным событиями.

23 июня. Большой Круг Озер.

Сегодня у нас была самая захватывающая экскурсия. Мы плыли на лодках по Большой озерно-канальной системе. Существует и Малый круг, но он гораздо короче и не такой интересный.

Несмотря на то, что  наш экскурсовод мало говорил, его рассказы были смешными и поучительными. Мы плыли на 6 лодках с 4-5 людьми в каждой. В каждой лодке было 3 весла: одно короткое и два длинных. Мы удивились прозрачности воды и тому, что никто не бросает в нее мусор. Вода настолько чистая, что можно пить ее прямо из озер, что мы и делали. Она такая вкусная!

solovki20 solovki21 solovki22

Когда мы проплыли половину расстояния, то устроили пикник, состоявший из сыра, колбасы, хлеба, печенья, травяного чая и конфет.

Затем мы отправились в обратный путь. Солнце светило, погода становилась все лучше и лучше, чайки сопровождали нас на протяжении всего пути. Дорога обратно показалась короче, мы все время наслаждались пейзажем.

Нам очень понравилась поездка!

24 июня. Спортивное ориентирование, о. Муксалма.

Сегодня с утра у нас было спортивное ориентирование, которое подготовили капитаны двух команд.  Они написали отрывки стихотворения на кусочках бумаги и спрятали их в разных местах. Команды должны были искать эти кусочки бумаги по поселку, а затем составить из них четверостишия стихотворения, чтобы затем прочитать их жюри.  Капитаны помогали противоположным командам.

solovki23

На лихом  коне,

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!

После обеда жюри огласило результаты. Обе команды хорошо выступили, поэтому победила «дружба».

После полудня мы отправились на о. Большая Муксалма. Это третий по величине остров после Большого Соловецкого острова и Анзера. Существует два пути на Муксалму: по дамбе и по морю. Мы выбрали последний, так как он занимает меньше времени; на дамбе же есть болота и торфяники, по которым сложно пройти.

Поездка на катере заняла всего 40 минут, причем большую часть времени заняло прохождение через пролив Железные ворота. Пролив был так назван потому, что пройти через него так же сложно, как открыть монастырские железные ворота. К счастью, на небе не было ни единого облачка, и мы любовались красотой Белого моря, сидя на корме, освященные лучами теплого солнца.

solovki35

Задолго до того, как мы пристали к берегу, мы увидели главную достопримечательность острова — рукотворную дамбу длиной более километра. Эта грандиозная насыпь была возведена в 1859-1866 гг четырьмястами рабочими и монахами для того, чтобы перегонять скот с Муксалмы на Большой Соловецкий остров. Муксалма богата подножным кормом, поэтому в начале 16 века здесь была построена ферма.

Во время экскурсии мы попробовали ламинарию и морской огурец, который на вкус напоминает настоящий огурец.

Также мы побывали в скиту Святого Сергия, который сейчас реставрируется. Муксалма — одно из самых замечательных мест, которые мы посетили на Соловках.

25 июня. Кресторезная мастерская.

В три часа пополудни мы пошли в кресторезную мастерскую, где нам рассказали, как делаются деревянные

solovki24 solovki25

кресты.

Нашим экскурсоводом был основатель мастерской Георгий. Он талантливый мастер и немного философ. Мы узнали, из каких видов деревьев вырезаются кресты, как они оформляются, и сколько времени уходит на один крест.

Георгий рассказал нам о значении креста, его монограмм и узоров.

Мы видели незаконченный семиметровый крест, над которым сейчас работают мастера.

Такие экскурсии незабываемы, потому что заставляют задуматься над смыслом бытия.

26 июня. Кузова.

Сегодня ранним утром мы отправились на Кузова – большие необитаемые острова, издалека напоминающие черепах.

solovki26

Шел дождь, и море было неспокойно. Когда мы приплыли, нам пришлось слезать с катера по очень высокой шаткой лестнице. Но это было только началом наших приключений. Весь остров – сплошные скалы, покрытые мхом, поэтому для того, чтобы выдержать экскурсию, надо не бояться высоты и быть выносливым.

Мы карабкались вверх и вниз по крутым склонам, одновременно слушая нашего экскурсовода Сергея, рассказывавшего об истории и природе островов.

Вид с вершины острова был потрясающим, мы могли видеть километры вокруг. Там же мы видели странные каменные фигуры, сделанные древними людьми. Они называются сейдами и предположительно имеют скандинавское

solovki27

происхождение, но никто точно не знает, для чего и как они использовались. Окруженные неземным ландшафтом, мы сделали групповую фотографию и перекусили. Спуск был сложнее подъема, но мы благополучно добрались до катера.

Мы были веселыми, уставшими и чуть-чуть грустными, потому что закончилась наша последняя экскурсия и завтра, в 4 дня, «Василий Кизяков» доставит нас в Кемь. Затем мы сядем на поезд «Мурманск-Москва».

Итак, подошел конец нашей интересной, познавательной и незабываемой поездке на самые необычные и чудесные острова. Мы уже планируем вернуться на Соловки еще не один раз.

Музей Война в истории моей семьи

НОВОСТИ

Набор детей в школу и детский сад
Уважаемые родители!
Частная «Татьянинская школа — сад» приглашает учеников 1 – 11 классов и воспитанников детского сада на 2017 – 2018 учебный год.
от 05.07.2017 г. Подробнее...
Поздравляем нашу ученицу Шмалько Алёну с отличным завершением сдачи ЕГЭ! Это результат многолетних трудов, который вылился в аттестат с отличием, российскую медаль «За особые успехи в учении», московскую золотую медаль «За особые успехи в учении» и высокие результаты ЕГЭ
от 02.07.2017 г. Подробнее...
Выпускной вечер в Татьянинской частной школе 23 июня состоялся выпускной вечер в Татьянинской частной школе.
В этом году четыре наших выпускника получили аттестаты с отличием и трое — золотую медаль «За особые успехи в учении».
от 24.06.2017 г. Подробнее...
Образовательная поездка 8-х классов по маршруту Валаам-Сортавала-Кижи-Петрозаводск С 12 по 22 июня 2017 состоялась образовательная поездка 8-х классов в рамках проекта «Русский Север» по маршруту Валаам-Сортавала-Кижи-Петрозаводск.
от 23.06.2017 г. Подробнее...
Поездка в Грузию учеников 9 и 10 классов В июне группа учеников 9 и 10 классов отправились в Грузию. Эта поездка оставила в сердцах ребят незабываемые впечатления.
от 22.06.2017 г. Подробнее...
Первые результаты ЕГЭ Поздравляем нашу ученицу 11 «А» класса Шмалько Алёну с получением 100 баллов по обществознанию!
от 20.06.2017 г. Подробнее...
Открыта запись в изостудию на 2017/2018 учебный год ​18 сентября 2017г. в «Татьянинской школе» открывается изостудия Людмилы Грушиной.
от 17.06.2017 г. Подробнее...
Образовательная поездка в Ферапонтово 6 — 7 классов С 31.05 по 8.06 группа ребят 6-7 классов под руководством классных руководителей Кожевниковой Инны Сергеевны и Ахрамеевой Светланы Владимировны осуществили образовательную поездку в село Ферапонтово в рамках программы «Русский Север».
от 15.06.2017 г. Подробнее...
Образовательная поездка в Каргополь С 26 мая по 4 июня в рамках летней образовательной поездки наши пятиклассники побывали в городе Каргополе Архангельской области.
от 13.06.2017 г. Подробнее...
Выпускной 9 класса-2017 9 июня в Татьянинской частной школе состоялся выпускной вечер 9 класса – 2017.
от 10.06.2017 г. Подробнее...